Product Lab

20 февраля 2024

Смотреть

CEO Product Lab Андрей Бадин рассказывает, как прокачивать скил насмотренности, подмечать тренды рынка и внедрять их в работу продакт-менеджера.

Немного о спикере — более 20 лет занимается менеджментом продуктов, работал как со стартапами, так и с корпорациями. Андрей вёл проекты «Лукойл» и «Тойота», отвечал за 3 департамента на Олимпиаде в Сочи, курировал национальные проекты при Правительстве РФ.

Статья подготовлена: https://t.me/creozaa

Редактор:  https://t.me/glazkova_online

Спикер начал доклад с вопроса

«Зачем работать с трендами?».

Затем привёл примеры крупных компаний — Nokia, Kodak и Xerox. Они ушли с рынка, потому что вовремя не обратили внимание на появляющиеся в их сферах тренды.

Андрей пояснил, что все эти корпорации попали в «ловушку компетентности». Иными словами, у них и так всё было хорошо, зачем что-то ещё предпринимать и как-то меняться. В то время как Стив Джобс пожертвовал айподом, владельцы Blackberry, которые не следили за трендами, вынуждены были ликвидировать всю компанию.

Почему так происходит?

Андрей привёл пример из книги «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании» Клейтона Кристенсена. В тот момент, когда происходит резкий скачок роста одной из технологий, уже развиваются другие, менее заметные. Ослеплённые собственным ростом компании просто не замечают, что происходит вокруг. Так, при «выстреливании» конкурентов, которые какое-то время назад были незаметны, успешным корпорациям просто нечего предложить взамен своим пользователям сегодня.

image

Кроме того, спикер приводит пример с «линейным мышлением» Когда мозга не в состоянии объективно оценить риски, он ничего не делает при появлении на горизонте конкурента с новыми технологиями.

image

Также Андрей сравнил график роста ВВП Германии и Калифорнии, которая постоянно следит за трендами. Сравнение оказалось более чем красноречивым.

image

Важное замечание — с развитием технологий точка резкого скачка может наступить через несколько дней после запуска. Хороший пример — чат GPT. Его рост отображёен на слайде в сравнении с Instagram и Spotify.

image

Cпикер делает вывод: отслеживание трендов и управление ими может быть критически важным в работе менеджера продукта.

Как создать систему управления трендами?

Андрей делится системой лайфхаков, как организовать трендвотчинг, который не отнимает много времени и приносит результаты. 

Основные тренды, на которые нужно обращать внимание: социальные, экономические, технологические, связанные с окружающей средой.

image

Существует иерархия трендов, которая отображает систему от наиболее крупных (мегатренды), до самых мелких. Важную роль имеют тренд-сигналы — по ним можно предсказать появление нового тренда или предпосылки для роста существующих.

image

Андрей рекомендует обращать внимание на 3 крупных компании, анализирующих треды: Trend hunter, Trend watching и Trend one. На слайде приведены мегатренды от Trend one.

image

Как разложить мегатренд на компоненты, с которыми можно работать и анализировать:

image

Как применять в работе анализ трендов и не истратить на это весь ресурс?

Выделите 4 шага:

  • Сканирование существующих трендов и сигналов.
  • Анализ и оценка — выбор нескольких или одного ключевого тренда, на котором вы хотите сфокусироваться.
  • Генерация и выбор идеи — как тренд можно имплементировать в текущий бизнес. Здесь же происходит обозначение рисков.
  • Мониторинг — отслеживание зрелости и миграции трендов.

С какими трендами нужно работать? С теми, которые на кривой Роджерса отображены как ранние последователи или раннее большинство. Это то, над чем уже работают и изучают крупные корпорации, но остальное большинство не успело обратить внимание.

Ещё один вариант отслеживания трендов — мониторинг тренд-сигналов. Для этого способа Андрей предлагает подписаться на соответствующие паблики в Телеграме, следить за ними, фиксировать и работать с теми сигналами, которые применимы в вашей сфере бизнеса.

image

Какие есть ещё пути поиска трендов?

image

Анализируя тренды, необходимо подходить с разных сторон:

  • Влияние на продукт.
  • Влияние на маркетинг.
  • Влияние на бизнес-модель.
  • Влияние на видение.

Также стоит попытаться спрогнозировать влияние на ближайшие несколько лет.

Как работать с трендами

Андрей предлагает прогонять тренды по модели Consumer Trend Canvas и параллельно фиксировать появляющиеся идеи.

Не забывайте следить за ценностью тренда, так как мы наблюдаем множество примеров, когда многообещающий тренд сходил на нет за несколько месяцев.

image
Приезжай слушать такие же крутые доклады и общаться с экспертами на ProductCamp'24! Регистрация уже открыта
Присоединяйся к чату комьюнити

Будь в курсе всех новостей, обращайся за помощью к коллегам и находи единомышленников!

Заходи в чат