Система оценки компетенций менеджеров по продукту - DUCK framework
Целевая аудитория
Директора и руководители по продуктам, HR-команда, бизнес-лидеры, столкнувшиеся с необходимостью структурирования блоков компетенций менеджеров по продукту, формированием продуктового мышления и эффективным внедрением в рабочие процессы. Данный материал содержит структурный подход и рекомендации, основанные на опыте продуктовой трансформации более 50 российских и зарубежных продуктовых компаний (Яндекс, Amazon, Booking, Miro, Facebook) в рабочей группе сотрудников данных компаний Senior и C-level уровня.
Введение
Профессия менеджера по продукту является достаточно новой сущностью для российского рынка. С учётом этого, на данный момент между разными компаниями, а также внутри компаний, существует разное понимание набора задач и компетенций по данной профессии. Подобная рассинхронизация приводит к неэффективности процессов и рискам для конкурентоспособного развития компании. Начиная с 2010 года, с появлением в России первых специалистов в области управления продуктами, мы создали профессиональное сообщество ProductCamp, одной из ключевых ценностей которого является развитие продуктовой культуры в России и СНГ. Важную часть ProductCamp составляет коммуникации с зарубежными коллегами и адаптация их опыт на реалии российского рынка. Данный документ представляет собой третья редакцию структурирования навыков специалистов по продукту.
*На данный момент ProductCamp является крупнейшим профессиональным Product Management комьюнити в Восточной Европе
Состав фреймворка
DUCK фреймворк состоит из 4 частей:
- Структура из ключевых групп навыков
На структуре выделены 4 области знаний менеджеров по продукту, входящие в них группы навыков, а также построено разделение групп навыков на стратегические/прикладные и бизнесовые/технические - Блоки компетенций и “роза навыков”
Группы навыков объединены в блоки компетенций, на основе которых проводится ассессмент знаний продуктовых специалистов и простраиваются “розы навыков”. В документе приведены типовые примеры “роз навыков” для Junior, Middle и Senior менеджеров по продукту - Матрица компетенций
Карта компетенций представлена в виде отдельного файла с детализацией от 4 областей знаний до точечных навыков. Для каждого из навыков указан необходимый уровень владения для позиций Junior, Middle, Senior и CPO (от “не требуется” до “экспертное владение”) - Набор дополняющих материалов
В набор дополняющих материалов входят базовое описание грейдирования и зон ответственности менеджеров по продукту в зависимости от их позиции, а также детализация уровень владения по ключевым навыкам
Область знаний / Блок компетенций / Группа навыков / Навык
Часть 1. Области знаний и группы навыков
Области знаний
01
Команда (Dev)
Навыки, связанные с управлением продуктовой командой
02
Пользователи (Users)
Навыки по работе с пользователями и донесению до них продукта
03
Бизнес (Commerce)
Бизнесовые и финансовые навыки для развития продукта
04
Аналитика (Knowledge)
Навыки принятия решений на основе данных
Структура групп навыков
Ключевые группы навыков
Часть 2. Блоки компетенций и “розы навыков”
Блоки компетенций
Группы навыков объединяются в набор блоков компетенций менеджера по продукту. Выделяются 12 блоков компетенций, по 3 блока в каждой области знаний:
- Команда (Dev)
- менеджмент
- лидерство
- технологии - Пользователи (Users)
- анализ рынка
- маркетинг
- пользователи - Бизнес (Commerce)
- финансы
- стратегия
- коммуникация - Аналитика (Knowledge)
- аналитика
- метрики продукта
- HR/обучение
”Розы навыков”
Для ассессмента базовых продуктовых знаний сотрудника применяется визуализация в формате “розы ветров” по ключевым блокам компетенций. Ниже приведены бенчмарки рынка по ключевым позициям
Компетенции Junior
01
На стартовых позициях управления продуктом основной акцент и требования приходится на блоки компетенций, связанные с работой с пользователями и продуктовой командой, а также базовые навыки коммуникации
Компетенции Middle
02
Последующий рост в профессии требует более эффективного вложения усилий за счёт принятия решений на основе данных (блок компетенций Аналитика). Также развиваются блоки компетенций связанные с процессами и управлением командой. На данном этапе также выявляется специализация (Mobile, Technical, Internal, Growth, …)
Компетенции Senior
03
На данном этапе менеджер по продукту усиляет блоки компетенций, связанные с бизнесовостью, коммуникацией и построением процессов. Также большой точкой роста на данном этапе являются навыки управления командой, также состоящей из менеджеров.
Часть 3. Матрица компетенций
Матрица компетенций
Область 1. Команда
Область 2. Пользователи
Область 3. Бизнес
Область 4. Аналитика
*В приложенном файле представлена матрица компетенций менеджера по продукту с разбивкой необходимых навыков по позициям от Junior до CPO. Данный файл можно заполнять как самостоятельно, так и с помощью ассесмент-тестов от компании ProductStar.
Часть 4. Описание позиций и внедрение
Области знаний
Навыки профессии менеджера по продукту можно разбить на 4 ключевые области знаний: Команда (Dev), Пользователи (Users), Бизнес (Commerce) и Аналитика (Knowledge). Из них и складывается название фреймворка — DUCK framework. Dev, Users, Commerce, Knowledge.
Группы навыков
Декомпозиция от областей знаний до точечных навыков выглядит следующим образом: область знаний, блок компетенций, группа навыков, точечный навык. Структура фреймворка фокусируется на группах навыков, на основе которых проводится базовый ассессмент знаний сотрудников. Ниже в документе приведена структура групп навыков и отдельным документом матрица компетенций для менеджеров по продукту.
Описание позиций
В таблице ниже приведен пример описания позиций Junior, Middle, Senior / Lead Product. В зависимости от размера компании, текущей оргструктуры и системы управления, данное описание будет отличаться.
Рекомендации по внедрению
Персонализация под текущий этап развития бизнеса
Изменения с учетом текущей оргструктуры компании