ProductCamp

5 марта 2024

Шесть отличных механик для ретро команды

Привет! Я Мария Кожухова, бизнес-фасилитатор и соосновательница Make It Easy Team. Я более 15 лет работала в IT-командах в маркетинге и продукте. Много работала со стартапами, акселерировалась во ФРИИ. В общем, отлично прочувствовала всю боль, мощь, пот и слёзы IT-команд.

Сейчас мы работаем с продуктовыми командами и видим, что часто большие системные проблемы тянутся за командной непроговорённостью. На опыте работы в команде и с командами я стала истинным фанатом ретроспектив:) Зациклили проект/период/сложный релиз — и только после этого побежали на следующий круг.

Итак, приступим! Мало свести план с фактом, дебет с кредитом и концы с концами. В конце спринта/проекта/года и etc, когда команда уже устала, стоит уделить внимание нескольким моментам:

— итогам: пусть команда и каждый её участник присвоят свои достижения;

— инвентаризации системных проблем и лучших практик;

— самой команде и её эмоциональному состоянию.

Важно при этом не перегрузить команду. Пощадите!)

Ниже несколько наших любимых механик, которые позволят провести ретро глубоко, просто и интересно.

Механики, основанные на 3-4 столбцах

1) 4 шага ретро

Самый простой способ подвести итоги спринта/квартала/года:

— Что мы сделали круто?

— Что мы могли бы сделать лучше?

— Что мы планируем делать дальше?

— За что я благодарен команде и лично себе?

image

И два подвида механики:

2) Мини-игра «Три поросенка»

Больше с акцентом на процессы:

— Солома: Что немного дрожит, но всё ещё работает?

— Палки: Что имеет достойный фундамент, но могло бы стать лучше?

— Кирпичи: Какие процессы выстроены действительно хорошо?

image
3) Mad. Sad. Glad

Акцент на эмоции, особенно если у команды нет пространства, где они могут выговориться, и это отражается на процессах:

— Меня бесит...

— Я грущу из-за...

— Меня радует…

image

Механики «Вспомнить всё»

4) Линия времени

Отлично подходит для того, чтобы команда поняла, как много они сделали! Особенно, если каждый видит только свою часть картинки, или процессы настолько быстрые, что команда не успевает фиксировать итоги.

На линию времени каждый человек персонально выписывает важные события этого спринта/периода/года. Можно по 3 категориям, например:

— мир/наша отрасль;

— наша компания/наш отдел;

— я как член команды.

После того, как линия времени готова, участники отмечают самые вдохновляющие и сложные события и делятся впечатлениями устно. 

image

Механики по фану, но со смыслом

5) Две правды и одна ложь

Это весёлая игра, которая может стать хорошим диагностическим инструментом для оценки командной работы.

Каждый член команды делится тремя утверждениями о команде или итогах года. Два из этих утверждений должны быть правдивыми, а одно — ложным. Остальные члены команды угадывают, какое утверждение ложное.

Обратите внимание на утверждения, которые обсуждаются больше всего — они, как правило, раскрывают области противоречий и трений внутри команды.

image
6) Символическая игра по мотивам спринта/квартала

Отличный способ расслабить команду и поговорить. Позволяет обсудить и опыт за период и то, что можно улучшить.

В этом упражнении вы просите всех описать последний год так, как будто это:

— название фильма/картины/сериала;

— герой боевика/сказки/любимого фильма;

— историческое событие.

image

Эти короткие механики вы можете комбинировать и использовать на любой ретроспективе. Это, конечно, не полный список. Они могут быть как независимыми механиками, так и как элементом большего процесса (брейншторма, стратсессии, планирования и прочее). Всё подбирается под запрос, контекст, саму команду. Больше о том, как работать в группах, читайте в телеграм-канале

Редактор статьи:  https://t.me/glazkova_online

Присоединяйся к чату комьюнити

Будь в курсе всех новостей, обращайся за помощью к коллегам и находи единомышленников!

Заходи в чат