Михаил Карпов

CEO и сооснователь, ProductStar

13 мая 2022

#Управление процессами и командой 21
#Кейсы 10
#Миша Карпов 2

Как в кризис инвестировать в команду

Когда в экономике наступают сложные времена, и это выбивает почву из-под ног, самой главной инвестицией для бизнеса остается развитие человеческого капитала. Кризисы завершаются новой волной роста, но пока кривая движется вниз и сложно ставить долгосрочные цели, важно уделить внимание тем, кто с вами останется после окончания шторма — вашей команде. 

Почему образование — это выгодно

Вкладываться в обучение во время кризиса стоит по многим причинам. Во-первых, цены на образовательные продукты не подвержены столь сильной инфляции, как товары реального сектора, так что оплата образования сейчас просто очень выгодна. Более того, многие площадки идут навстречу и даже снижают цены на онлайн-программы. 

Во-вторых, это дает сотрудникам уверенность в завтрашнем дне. Вы посылаете команде сигнал: все в порядке, и что бы ни случилось, компания продолжит работать, а новые знания пригодятся. Работодатель тем самым подчеркивает ценность своих сотрудников, что конечно же, очень мотивирует и вдохновляет в кризисные времена. Это также убережет членов команды от эмоциональных решений относительно смены места работы / релокации. Если часть сотрудников все-таки уйдет, нанимать новые кадры «с улицы» и обучать их с нуля будет намного дольше и дороже. 

Наконец, в тот момент, когда запуск новых проектов и направлений заморожен, а темпы роста снижаются, вы более эффективно распределяете время сотрудников, обычно занятое авралами и попытками угнаться за рынком. Таким образом, инвестиции в команду становится наилучшим способом «зафиксировать» ситуацию с деньгами.

Если часть команды за рубежом 

Если часть вашей команды оказалась за рубежом, это не является препятствием для реализации программ дополнительной подготовки. Вспомним опыт гигантов IT-отрасли, которые много лет успешно работают на базе территориально-распределенных команд, разбросанных по всему миру. Онлайн-образование делает курсы доступными для сотрудников, где бы они ни находились. 

Препятствий может быть только два, и они преодолимые. Первое — недоступность массовых коммуникационных платформ в некоторых регионах мира. В каких-то странах не работает Telegram, где-то Zoom или другие социальные площадки. Кроме того, образовательные продукты могут быть встроены в контур корпоративных коммуникаций компании. 

Еще один фактор, который стоит принять во внимание, это разница в часовых поясах и время доступа к образовательным ресурсам. Чтобы учесть интересы всех сотрудников, нужно составить индивидуальную сетку расписания для компании: выбирайте EdTech-сервис, который пойдет вам навстречу, или предусмотрите доступ к лекциям / вебинарами в записи и оставьте больше времени для обратной связи между преподавателями и учениками.

Чему обучать команду? 

Уверен, что многие компании не ждали и закрывали базовые потребности по развитию персонала еще до кризиса. Будь-то новый технологический сертификат для определенной платформы или курсы повышения квалификации для бухгалтеров. Обычно владельцы бизнеса охотно вкладываются в развитие специалистов в рамках конкретной компетенции, которая уже завтра будет приносить пользу общему делу. 

Сейчас ситуация немного иная. Поскольку рынки нестабильны, а многие просто стоят «на паузе», самое время пересмотреть приоритеты в пользу стратегического развития сотрудников. Например, это может быть повышение менеджерских квалификаций или развитие компетенций по запуску новых продуктов. Вместо паузы рано или поздно будет нажат «play», и тогда ваша команда сможет взяться за новые проекты, засучив рукава и вооружившись новыми знаниями. 

Что будет дальше? 

В России сферу EdTech напрямую никто не ограничивал. В школьном образовании также сбоев быть не должно. Школы готовятся перейти на отечественную информационную систему с ПО. Дорабатывается образовательная платформа “Сферум”.

По нашему опыту, часть крупных банков, с которыми мы работаем, решили в рамках лояльности и развития персонала, особенно руководящего состава как ключевого актива компании, больше вложиться в их обучение. Решение обусловлено тем, что когда сотрудник учится — это определенный коммитмент, что он понимает, как развиваться и расти в рамках компании.

Другая часть компаний, как мы видим, начала идти в перепрофилирование части сотрудников — зачастую это дешевле, чем брать готовых специалистов с рынка. То есть линейных специалистов, например, продажников, бухгалтеров, инженеров внутри компании переучивают в ИТ-профессии, где есть сильная нехватка кадров: в тестировщиков, аналитиков, менеджеров.

В марте мы поговорили по поводу обучения с нашими партнерами. Выяснилось, что половина из них временно заморозила обучение на время турбулентности. Только 11 из 27 компаний продолжают свои образовательные программы.

Большинство из опрошенных нами сейчас обучают точечно — по потребности/запросу. Где-то это может быть даже 1 сотрудник в обучении. Есть компании, которые продолжают обучение по плану. Как правило, у них есть свое внутреннее обучение или они уже успели вложиться до “событий”. Часть компаний находится на стадии переговоров (о покупке курсов) и, возможно, сократят стоимость на них.

В настоящий момент с рынка ушла часть крупных игроков, например, американская образовательная платформа Coursera ограничила доступ к платным курсам для пользователей из России. Она закрывает доступ к образовательным проектам российских создателей и прекращает сотрудничество с российскими вузами. Поставки продукции и продажи своих услуг в России также приостанавливает британская образовательная корпорация Pearson.

При этом освободилось место для локальных компаний как существующих, так и новых, тех, кто захочет зайти на рынок в несколько опустевшую из-за ухода глобал-игроков нишу. Рынок качнулся в сторону работодателей: они смогут выбирать специалистов из числа тех, которые сейчас высвобождаются в связи с закрытием бизнесов.

Долгосрочные прогнозы для кадрового рынка сейчас не берется делать никто. Однако совершенно точно, многие тренды минувших лет изменят свой вектор. Например, за последние годы рынок IT-специалистов в России превратился в рынок кандидатов: из-за дефицитов наблюдался стремительный рост зарплат и аппетитов соискателей, а найти сотрудников стало большой проблемой. Сколько продлится этот период, никто не знает. Но однозначно для компаний — это огромная возможность для инвестиций в команду и для подготовки к следующему качественному рывку вперед.

userImage
CEO и сооснователь онлайн-университета ProductStar
Михаил Карпов
ex. VK, Skyeng
Присоединяйся к чату комьюнити

Будь в курсе всех новостей, обращайся за помощью к коллегам и находи единомышленников!

Заходи в чат