ProductStar

18 мая 2022

#Soft Skills 9
#Hard Skills 9

Почему все помешались на профессии "Аналитик"?

Антропология аналитика. Эволюция самой желанной профессии 2020

Аналитика как профессия в последние лет 10 стала настоящей рок-звездой. С одной стороны, это хорошо: ведь бизнес наконец-то начал смотреть в свои цифры и отслеживать закономерности, делая прогнозы. С другой — “взрыв” востребованности аналитиков поднял большую пену, и в профессию начинают идти люди, слишком далекие от темы.

С чего всё начиналось?

Аналитик 30 лет назад — это экономист, который занимался расчётами и планами. Затем в нашей стране появился бизнес как таковой, а с ним и профессия: бизнес-аналитик. Позже эта специальность выросла в продуктового аналитика. И, наконец, достигла вершины эволюции — data science.

Ситуация сейчас такая

Как правило, компании хотят заполучить самые сливки, но не вполне понимают, как с их помощью взбить масло. Они зачастую стараются пропустить этапы с бизнес-аналитиками и продуктовыми аналитиками, сразу нанимают дата-сайентистов.

От бизнес-аналитика к продуктовому или к дата-сайентисту усиливается специализация, сужается область деятельности профессионала в работе с данными. "Перепрыгнуть" эти этапы — как попытаться посадить дерево, не вскопав землю, или выпечь хлеб, не замесив тесто — а просто засунув в печь упаковку муки, пачку масла и пару яиц.

Проблема в том, что бизнес не знает, о чём разговаривать с аналитиками, а дата-сайентисты плохо понимают бизнес. Результат не устраивает никого. Не переживайте, сейчас мы вместе разберёмся, как это лечить и как зайти в профессию аналитика “с той ноги”.

Choose your fighter. Какими бывают аналитики

Это может звучать странно, но не все аналитики занимаются анализом данных. Например, системные аналитики — это больше про работу с IT. Назвать их аналитиками, конечно, можно, но данные, выводы, прогнозы — это не про них.

Типов аналитиков со временем становится всё больше: программист-аналитик, аналитик-статистик, вирусный аналитик (занимается анализом данных, связанных с кибербезопасностью, вирусами и способами противодействия им).

Со временем сфер, где может понадобиться специалист подобного профиля, будет становиться только больше.

2 главных причины, почему ты хочешь стать аналитиком

1. Это модно

Правда. Но мода приходит, а для входа в профессию придется приложить много усилий. Стоят ли они того, если мода — единственная мотивация выбора? Модная профессия не означает, что она лёгкая и универсальная для всех. Есть люди, для которых рутинные операции с цифрами — особое, не всем доступное удовольствие. Нужны определенные навыки, скрупулезность, внимательность, усидчивость. Если вас математические вычисления и анализ статистики вводит в состояние потока, то смело пробуйте себя в этой сфере.

2. Там много платят

"Хочу много денег" - отличная мотивация для выбора профессии, но помните, что хорошие зарплаты получают те специалисты, которые добились определенных успехов. Посредственному дата-сайентисту будут платить немного, ровно как и плохому маркетологу, бухгалтеру, повару или актеру. Рынок хороших специалистов очень узкий в любой нише, и большой заработок - у больших профессионалов. 

Уровни аналитика

Из IT-сферы в аналитику перекочевало деление на 3 уровня: Junior, Middle, Senior. И это не удивительно: профессия аналитика находится на стыке IT и бизнеса, соединяя оба мира как посредник и переводя их ожидания и требования на общий понятный язык.

Аналитики — это заказчики для IT, а для самих аналитиков заказчиком является бизнес, топ-менеджмент и так далее. Отсюда и происходит обязательная техническая подкованность. Excel и SQL — фундамент даже для джуна, их основы требуют даже от маркетологов, а аналитика без этого не будут и рассматривать. Без умения писать запросы на SQL вы даже не зайдете в базу данных.

Уровни Junior, Middle и Senior отличаются степенью самостоятельности в решении задач. Градация достаточно условна, границы трактуются по-разному — особенно между уровнями Middle и Senior. Опыт работы не всегда является определяющим: вы можете быстро прокачаться до Senior буквально за год, а можете проходить в джунах больше пяти лет, если вы не будете стараться учиться чему-то новому и постоянно совершенствоваться.

Ложные представления

Чтобы ожидания сошлись с реальностью, нужно отбросить заблуждения и дать адекватную оценку. ТОП-3 ошибок у многих, кто желает стать аналитиком:

  • “Я пройду недорогой курс для чайников за неделю и стану востребованным профи”.Между “быстро, недорого, качественно” приходится выбирать только 2 качества — и это в самом лучшем случае.
  • “Я пройду большой и дорогой курс и стану крутым аналитиком”.К сожалению, даже это сработает не всегда. Аналитика — серьёзная область знаний, завязанная на технических умениях, математике, статистике, теории вероятности. Важно не только читать теорию и делать проверочные задания, но и долго, упорно практиковаться, искать проекты, пытаться найти информацию по теме вне курса и постоянно совершенствовать свои умения. Выгружать данные и строить прогнозы недостаточно, аналитик должен уметь писать выводы: собирать информацию, сопоставлять разные источники, никому и ничему не доверять.
  • “Я буду всем говорить, что им делать, и все будут меня слушаться”.Бизнес далеко не всегда прислушивается к данным аналитики. К сожалению, иногда компании вместо правильных и реальных выводов нужны такие, которые будут выгодны и удобны руководству или топ-менеджменту. Не все хотят прозрачной отчетности, не всем нужна “горькая правда” о положении компании, и к этому нужно быть готовым.
Аналитика не для тебя, приятель
  • Вы не готовы к рутинной работе.Аналитику нужно работать с цифрами, “закапываться” в них, сопоставлять источники, выгружать и проверять данные, следить за предупреждениями, отвечать на глупые запросы, строить огромное количество отчетов. Это монотонная и не творческая работа.
  • Вам нравится работать “крупными мазками”.Аналитик занимается исследованиями. Если вы не любите погружаться в детали и не придаете значения мелочам, вам не стоит этим заниматься.