ProductCamp

2 апреля 2024

5 мин7
Смотреть

Креативность или как применять нестандартные бизнес-модели

Как генерировать креативные идеи и что такое креативность, как освежить базовые бизнес-модели, что такое твист на продукт и как его применять в рабочих задачах, рассказала Ника Голохвастова, владелец продукта в Samokat.Tech. В своем докладе Ника провела пример-параллель между основными идеями креативности и тем, как их применить на «продуктовой» кухне в таком продукте, как блинчики.

Статья подготовлена: https://t.me/kkatrin

Редактор:  https://t.me/glazkova_online

Samokat.Tech — это компания, которая занимается IT-решениями для ритейла, для e-com. В цифрах это:

  • 126 млн заказов доставлено клиентам за 2022 год, с временем доставки от 15 минут (express доставка);
  • 20 млн уникальных посетителей маркетплейса каждый месяц;
  • 103 города в России с опцией быстрой доставки;
  • 60 тысяч пунктов выдачи заказов и постаматов по всей России.

Что объединяет шарлотку, блинчики, old-fashioned, стейк миньон и тирамису?

Это всё классические блюда. 

Что можем сделать с классикой?

Улучшать существующий рецепт:

  • Находить лучшие ингредиенты.
  • Повышать кулинарные навыки.
  • Угощать других — знакомых, коллег, соседей.

Классику можно модернизировать — сделать из неё твист:

  • Заменить часть ингредиентов.
  • Изменить способ приготовления.
  • Придумать необычную подачу.

*Твист на классику - термин из коктейльной сферы, когда один из ингредиентов заменяется, и коктейль становится уникальным.

Чтобы сделать твист, нужно быть креативным. Зачастую в ежедневной рутине нет времени, чтобы остановиться и подумать над креативными, уникальными подходами в продукте.

Креативность

Понятие «креативность» появилось в 50-х годах благодаря Джеку Гилфорду, и с того времени начало набирать популярность.

Под креативностью понимается способность человека отказываться от стереотипного мышления, находить новые способы решения проблем, а также конструктивно и нестандартно мыслить.

Но также креативность — это 

Умение соединить 

          уже известные элементы 

                     уникальным образом. 

*Согласно определению из книги «Кроссфит мозга» Игоря Намаконова (2018). 

Далее эти составляющие части определения будут рассмотрены отдельно на примере продукта блинчики.

Уже известные элементы

Как вы проанализируете ваш продукт?

  • Зачем продукт существует (работа).
  • Составляющие части продукта.
  • Потребитель — можно описать по любому макету персоны.

Hа примере блинчиков, говоря про работу, можно выделить следующие:

  • Утоляет голод. 
  • Является сладким сопровождением к чаю / кофе.
  • Повышает уровень эндорфинов.
  • Выполняет роль объединяющей традиции (семейной).

Состав блинчиков:

  • Вода.
  • Яйца.
  • Мука.
  • Соль / сахар.

Потребитель блинчиков:

  • Компания детей дошкольного возраста на дне рождения в кафе в стране, входящей в состав СНГ.
  • Женщина в возрасте 55-75 лет, имеющая от 1 внука / внучки, которые навещают ее каждые выходные.

Как можно соединить продукт с ЦА, чтобы монетизировать продукт?

Умение соединить

Существуют уже известные бизнес-модели — IVAS, In-App Purchase, Freemium, Trial, Subscription model, E-commerce, Paymium, P2P, Transactions, Premium, F2P.

image

На примере блинчиков это может выглядеть так:

Freemium. Можно устроить дегустацию блинчиков нового бренда в супермаркете.

Subscription model. Можно звать внуков каждые выходные в гости, обещая самые вкусные блинчики.

Trial. Можно на свидании приготовить блинчики на завтрак своему партнеру.

Paymium. Можно продавать простые блинчики по минимальной цене на фудкорте и предлагать разнообразные добавки.

Это известные модели и они очевидны, но как их соединить уникальным образом?

Уникальный образ

Что вообще понимаем под «уникальным образом»? Как можем понять, что это что-то уникальное?

image

▪️ Можно посмотреть на тех, у кого наибольшая доля рынка, и выбрать невыгодную им бизнес-модель, но обязательно основанную на восходящем тренде. Если вы малый и средний бизнес, то это дешевое тестирование гипотез, и эта модель не будет выгодна основному игроку на рынке. В дальнейшем эту долю рынка можно увеличить.

Чтобы понять, кто конкуренты, кто мы, какой тренд актуален, нужно нащупать основу продукта, на которую будут наслаиваться фичи. Это задача продукта.

Для описания задачи продукта, можно использовать фреймворк Job Statement.

image

Job Statement = глагол + [придаточные слова (объект действия)] + контекст (внешние силы, эмоции, критерии выбора).

На примере блинчиков:

Собрать [близких] за завтраком на выходных

▪️Также говоря про «уникальность», можно упомянуть про ограничения и сложности. Они — «подарки» для развития продукта. Поскольку конкуренты могут не брать их в работу. 

Обсуждайте креативные идеи и подходы вместе с командой!

Пройди тестирование

для оценки компетенций продакта