ProductCamp
6 февраля 2023
СмотретьКак понять подходит ли No-code для вашего стартапа/бизнеса
Положение и сфера применения No-Code очень новы и еще не понятны среднему российскому пользователю. Именно поэтому евангелист No-Code Анна Радзиевская выступила на ProductCamp с докладом о важности такого подхода в современной продуктовой культуре.
Что такое No-Code в целом
Не все знают, что такое No-Code, когда слышат слово No-Code, и не знают о шумихе вокруг этого термина. Вкратце, как следует из названия, это способ создания приложений (как веб-, так и мобильных, подробнее об этом позже) путем обработки визуальных образов без непосредственного написания кода. Другими словами, продукт создается с использованием только графического интерфейса инструмента/сервиса/приложения, а процесс написания кода происходит за этой оболочкой.
Короче говоря, пользователь создает отношения между элементами и строит алгоритмы из предоставленных вариантов.
Впервые NoCode появился в нашей стране в конце 1990-х годов. Первыми подобными инструментами были Wix и Wordpress. Эти первые попытки облегчить жизнь пользователей были весьма успешными. Сервис сделал возможным создание веб-сайтов без программирования и продолжает развиваться. Там была наша любимая Тильда. И сейчас существует множество таких инструментов.
На какие инструменты No-Code стоит обратить внимание?
Мы хотим рассказать о некоторых инструментах, которые были опробованы и проверены в течение многих лет, о которых сообщает сообщество, и которые являются полезными. Но сначала позвольте мне сказать, что инструменты - это не первое и не главное.
Самое главное - понять свой бизнес. Какую проблему вы решаете.
Затем необходимо рассмотреть продукт, который вы планируете использовать в бизнесе. Это продукт, который обеспечивает ценность для пользователя. Затем вы впервые переходите к выбору инструмента: в ИТ мы все знаем, как структурируются продукты, и инструменты No-Code делятся таким же образом:
- Те, которые можно использовать для самостоятельного создания чего-либо - только front-end, только back-end, только база данных и т.д.: те, которые используются для веб-сайтов и front-end (tilda, wix, wordpress, carrd, webflow и т.д.), те, которые используются для базы данных и back-end (airtable, google seetsb directual и т.д.), интеграторы (parabola, zapier и т.д.) и сервисы и инструменты для прототипирования (figma)
- Fullstack инструменты - bubble и для приложений adalo, bravo studio,
- Дополнительные функции - инструменты практически для любой задачи, различные дополнительные функции и т.д. (voiceflow)
Для каких целей подходят инструменты No-Code.
Во-первых, рассмотрите тип бизнес-модели. Новое - если не опробовано, то рискованно и невыгодно. Или требует поворота. Или уже существующий - когда бизнес идет хорошо и приносит прибыль.
В обоих случаях первым шагом является создание нового продукта, обходясь "малой кровью".
NoCode больше используется в устоявшихся и проверенных бизнес-моделях, где процесс и ценность понятны, т.е. продукты, управляемые бизнесом и процессом.
— ecommerce
— HRM/CRM
— marketplace
— лендингы/лидогенераторы
— справочники
— доски объявлений.
Если ваш продукт технический (новые разработки, финансовые продукты, аналоги zoom-конференций, виджеты и т.д.), его будет очень сложно или невозможно, реализовать с помощью No-Code. Некоторые детали и задачи можно решить с помощью набора инструментов No-Code, но не более того.
Следующее, что вам нужно уточнить для себя, - хотите ли вы мобильную разработку или веб-приложение.
90% внимания мобильных пользователей остается на соцсетях и мессенджерах. При запуске нового приложения дважды проверьте, нужно ли вам мобильное приложение.
Остановимся на Web.
Если ваша гипотеза не проверена, на этапе тестирования используете простые No-Code инструменты - Tilda или Wix для фронтенда, airtable и google sheets для прикручивания баз данных к ним, для интеграций и рассылок integromat, albato и zapier.
Если у вас уже есть простой мвп и экономика сходится, то идите в bubble. Он очень сложный, но это единственный полноценный инструмент без кода.
Та же логика применима и к мобильным приложениям. Если дело не проверено, используйте glide на google sheets. Если дело не проверено, используйте adaro. Вы можете создавать мобильные приложения с очень хорошими функциями.
Про внутренние сервисы
Я хочу затронуть еще одну тему. Если у вас существующий бизнес и вам нужно исправить внутренние процессы, которые необходимо изменить, повысить автоматизацию или собраны на коленке, или сейчас вам нужно что-то особенное.
Что касается автоматизации, у Самокат есть пример. Мы помогли им создать целую систему инкогнито для их курьерской службы No-Code, сэкономив им много времени и денег. Мы добились этого всего за один месяц. И сейчас более 1000 активных пользователей, среди которых склады, рекрутеры и т.д. - используют его.
Если вам нужна специализированная гиперплатформа, вы можете построить ее с помощью того же bubble.
Наконец, несколько слов о переходе от No-Code
Надо ли это делать и когда вы должны это делать. Прежде всего, вы должны задать себе два вопроса:
- Действительно ли No-Code препятствует важным бизнес-процессам?
- Получает ли ваш бизнес достаточный доход, чтобы обеспечить надлежащий рост?
Если ответ на оба этих вопроса - "нет", то, вероятно, вам не стоит сначала заниматься полной разработкой. Если вы решите это сделать, делайте это постепенно. Выделите определенные части работы. Не следует сразу переходить к полной разработке.
Вам не нужно быть разработчиком, чтобы создавать ИТ-продукты (c).
Смотрите полную версию доклада в разделе видео или по ссылке.
Присоединяйся к чату комьюнити
Будь в курсе всех новостей, обращайся за помощью к коллегам и находи единомышленников!