Мария Шевякова
UX-исследователь, ATI.SU
8 мая 2023
Как начать проводить исследования и сделать из этого UX-Лабораторию. Часть 1
Привет, меня зовут Маша, и я работаю UX-исследователем в компании ATI.SU. Скоро уже год как у нас появилось отдельное направление по исследованиям, и в этой статье я расскажу, как это работает в нашей компании. Сразу скажу, что мы не гуру исследований и кастдевов, сами начинали с коленки и набивали шишки. В статье я делюсь нашим опытом, таким какой он есть.
Пару слов о компании для погружения в контекст нашей работы. ATI.SU – это Биржа грузоперевозок и крупнейшая экосистема сервисов для транспортной логистики в России и странах СНГ. Мы соединяем между собой тех, у кого есть машина, и тех, у кого есть груз. Заказчики выставляют у нас грузы и ищут машины, а перевозчики выставляют машины и ищут грузы. Также мы разрабатываем инструменты для автоматизации: электронный документооборот, мониторинг грузов, торги, тендеры и многое другое. Всем этим мы занимаемся уже 25 лет.
Наш сервис ежедневно используют более 300 тысяч пользователей, они добавляют около 100 тысяч грузов и 25 тысяч машин ежедневно. Наша аудитория — это компании из России, стран СНГ и Евросоюза.
Как начался наш путь исследований
Как видите, пользователей у нас хватает. Зачатки исследований были последние пять лет. Но обычно уже после запуска продукта.
Это выглядело так:
1. Обновили дизайн или добавили новую функциональность и сразу выложили изменения на сайт. Дальше доработки по фидбэку из саппорта. Иногда всплывали критичные замечания, которые было дорого и больно исправлять.
(орфография и пунктуация пользователя полностью сохранены)
2. Если это было кардинальное изменение, то старались показать его маленькой группе пользователей для сбора фидбэка, исправляли и выкладывали на сайт. Но у этого не было системности, мы не хранили данные по звонкам и опросам, информацией владел только человек, который проводил своё исследование. Для остальных было загадкой, почему мы сделали именно так.
У нас очень классная и мощная команда дизайнеров, которая никогда не боялась своих пользователей и всегда стремилась к общению с ними. Поэтому в отделе дизайна появилась должность UX-исследователя.
Какие виды исследований сейчас мы делаем
- Короткие телефонные опросы — для поиска быстрых ответов. Например, мы хотели узнать, откуда к нам приходят пользователи. Пару дней звонили и спрашивали у новеньких как они ищут перевозчиков под свои грузы.
- Глубинные интервью — для изучения рынка или продукта перед запуском или перезапуском продукта, проверки гипотез.
- Коридорки — для тестирования лендингов или небольших редизайнов интерфейсов.
- UX- тестирование интерфейсов — при любой заметной для пользователя смене дизайна или при пересмотре логики действующего продукта.
Как мы ищем респондентов
1. Выгрузки из метрик и базы. Мы делаем небольшие выгрузки по сегментам и обзваниваем их. Реже делаем почтовые рассылки, у них выхлоп меньше.
2. Друзья респондентов. После интервью мы спрашиваем, кому мы можем позвонить из их знакомых. Особенно круто срабатывает, если респондент сам расскажет всё другу и передаст потом нам. Так человек будет более расслаблен и настроен на разговор.
3. Посты в профильных сообществах. В нашем случае всякие группы по логистике.
4. Среди знакомых. Как-то мы нашли респондентов, играя в футбол с другой компанией.
5. Профильные конференции и выставки. Берём визитки и планшет и работаем в полях, собирая контакты на будущее, или коридорим что-то небольшое.
6. Обращения из саппорта. Наша техподдержка — кладезь респондентов.
7. Ищем компании в своём городе и просимся в гости. Так за одну поездку можно закрыть большее число респондентов. Один раз мы закрыли UX-тестирование за один день, съездив в гости в три компании. Нам немножко повезло, никто не справился с нашим заданием, и мы ушли всё переделывать.
8. Респонденты сами к нам приходят. За помощь в исследованиях мы даём пользователям ачивки, которые отображаются у них в профиле. Ачивку видят другие и тоже хотят получить. По клику на ачивку пользователи записываются на участие в исследованиях, и мы потом звоним им и приглашаем.
Как устроен процесс работы
Интервью по телефону
Используем для исследований, напрямую не связанных с дизайном. Например: поиск сегмента, интервью по использованию продукта, изучение рынка перед началом работы над новым проектом.
1. Проводим установочную встречу и подготовку
Все начинается с разговора с менеджером продукта и задачи. Что мы хотим узнать от пользователей и для чего.
Например: у нас есть платная услуга по проверке контрагентов. Она покажет, хорошая фирма или нет, и поможет уберечься от мошенников.
Что хотим узнать: почему пользователи покупают этот продукт, для каких целей.
Для чего: для увеличения продаж вследствие более качественного маркетингового продвижения.
2. Прорабатываем гипотезы для проверки
Что мы хотим подтвердить или опровергнуть.
Например: покупают для проверки новых контрагентов, покупают потому что дёшево.
3. Пишем примерный скрипт
Для начала именно примерный, не пытаемся сделать сразу идеально. Мы пишем примерный скрипт, делаем 2 пристрелочных звонка и потом уже вносим коррективы. Вот примерные цели, которые мы хотим узнать, на основе их мы готовим вопросы:
- почему купили/используют;
- как используют;
- какие задачи решают;
- как решали раньше;
- решают ли сейчас как-то ещё (понять, хватает ли услуги или требуется что-то дополнительно);
- какой сегмент.
Мы спокойно меняем скрипты в процессе исследования, главное, чтобы ответы помогали достичь наших целей.
Обычно наш разговор с пользователем начинается так: «Здравствуйте! Владимир? Меня зовут Мария, это отдел качества ATI.SU, вы пользуетесь нашим сайтом. У вас есть пару минут?»
Аудитория у нас лояльная, и большинство пользователи соглашаются — тогда мы предлагаем поговорить о продукте или поучаствовать в UX-исследованиях. Поговорить обычно готовы около 80% респондентов, а на UX-тестирование соглашаются порядка 50%. Некоторые пользователи готовы пообщаться сразу, с остальными — договариваемся созвониться на удобное время.
4. Определяем сегмент и собираем базу респондентов
Определяем с менеджером продукта, какие нам нужны пользователи: регулярно платящие, крупные фирмы или ИП, перевозчики или заказчики и т. д.После мы выгружаем данные из метрик или базы. Если это изучения рынка по ещё не существующему продукту, то определяем, кто наш сегмент, и уже можем пойти искать в полях или в соцсетях.
5. Начинаем звонить
Для начинающего это самая волнительная часть. Обычно на это две причины:
1. Страх попасться на неадеквата. Самое страшное в этом случае — пошлют на три известные буквы. Послали и послали, главное — не послать в ответ.
2. Страх растеряться: не записать, потеряться в разговоре, не уловить суть.
Для этого у нас есть решение. Мы стараемся всегда работать в паре. Один звонит, второй конспектирует и придумывает дополнительные вопросы в процессе.
Первое время при общении с пользователями звонящий полностью погружается в разговор и не всегда может «раскрутить респондента», или респондент легко может увести интервьюера от цели звонка, а коллега рядышком подскажет, что спросить ещё, как вернуть и т. д.
6. Подводим итоги
Когда пошли повторения, то можно останавливаться и делать выводы. Для визуализации я использую Miro. Крутая практика – записывать видеопрезентацию по итогам, стараюсь это делать после каждого исследования и делиться с другими командами. Так и фидбэк от коллег можно собрать, и помозгоштурмить вместе в комментариях.
UX-тестирование интерфейсов
Применяем при смене дизайна. Взяли за правило, что любая смена дизайна должна предварительно показываться пользователям.
Главная особенность в том, что респондент нам нужен по видеосвязи и у компьютера.
Рассмотрим с этапа, на котором у вас есть уже отрисованный макет.
1. Готовим по нему кликабельный прототип
Для этого мы используем Figma или Axure
Figma
Мы в нём рисуем макеты и чаще всего используем для прототипов. Для нас это знакомый инструмент и мы все его знаем.
+ Позволяет быстро за пару часов создать кликабельный прототип.
- Работает только по заданным кликам.
Axure
+ Максимально реалистичные прототипы. Наши пользователи думают, что это уже на сайте, но доступно только ему.
- Требует больше времени и определённых навыков, часто еще привлечения разработчика помимо дизайнера.
- Не все дизайнеры с ним работают. В нашей команде только один гуру Axure.
Если совсем нет времени, то можно вставить скрины в Miro и просить пользователя вести вас по картинкам. Используем редко, когда горит, и нужно дёшево и сердито.
2. Мы ищем респондентов, которые пользовались этим функционалом в старом дизайне
Главное для нас — не сломать пользовательский путь и не сделать хуже. А то получим вот это:
3. Звоним
Тут можно звонить одному, так как по факту это установочный прозвон, где мало что кроме договоренностей надо фиксировать.
Наш примерный скрин на поиск по UX:
«Здравствуйте! Иван? Меня зовут Мария, это отдел качества ATI.SU. Вы у нас зарегистрированы. Есть буквально пару минут?»
Если да, то продолжаем, если нет, то спрашиваем — когда.
При согласии дальнейший скрипт выглядит приблизительно так:
— «Мы сейчас готовим большие изменения дизайна поиска грузов. И поскольку мы сами с нашим сайтом в профессиональном смысле не работаем, мы не знаем — делаем мы лучше или хуже. Поэтому хочу вас попросить поучаствовать в тестировании, мы покажем вам новый дизайн. Вы посмотрите и скажете, что вам нравится, а что не очень. Любые комментарии от вас будут очень полезны. Это не прямо сейчас, а когда вам будет удобно».
— «Да — да, нет — нет».
— «Будет удобно созвониться с нами по зуму или по скайпу? Лучше всего с компьютера, потому что это ещё макеты и с телефона их не посмотреть».
Если респондент согласен, то уточняем, когда было бы удобно созвониться.
Если респондент говорит, что у него ничего нет, то предлагаем помощь: «Ничего страшного, Zoom открывается в браузере — главное, чтобы вы были у компьютера. Я вам со всем помогу».
Прощаемся, благодарим и говорим, что позвоним накануне.
Наша фишка делать акцент именно на смене дизайна. Никто не любит перемен, и все хотят узнать, что мы натворили.
4. Тестируем макет
Здесь такое же правило, что и с телефоном. Идём вдвоём, один ведёт, второй фиксирует и подсказывает. Идеальная пара — исследователь/дизайнер или исследователь/менеджер продукта.
Даём респонденту задание и просим комментировать все свои действия. Например: представьте, что вам нужно найти груз из Санкт-Петербурга в Москву, как вы будете это делать?
Наши пользователи обычно переживают, когда у них что-то не получается, и спрашивают у нас, как это работает. Мне всегда их жалко в этот момент и хочется помочь, рассказать, как это работает. Но приходится спрашивать в ответ: «А как думаете вы?».
Тут еще важно успокоить человека, что мы не проверяем его знания, логику и это ни в коем случае не тест на IQ. Любые сложности, с которыми он сейчас сталкивается — это наши недоработки, и нам очень важно их обнаружить. Можно пообещать в конце раскрыть все карты.
5. Итоги
После того как начались повторения, можно делать выводы и дорабатывать макеты. Обычно идём до 4 повторений и останавливаемся до исправлений.
Мы рисуем быстрее чем кодим, и частенько бывает, что всё отрисовали и протестили, а в финальную разработку это пойдёт только через полгода. Поэтому в Miro рисуем очень подробную схему тестирования — со всеми выводами, скринами от пользователей и заметками.
Как можете начать вы
1. Начните с коротких звонков и маленьких гипотез
Не мудрите первый раз с Jobs To Be Done. Поработайте как саппорт, чтобы победить страх звонка. Даже пару дней саппорта вас закалит. Я работала в нашей техподдержке два года. Для меня было открытие — как отличается пользователь, который звонит в саппорт, от пользователя, которому звоню я.
2. Заведите табличку с прозвонами, где сможете фиксировать респондентов и итоги. На первое время подойдёт обычный Excel.
Эти два пункта помогут вам посмотреть на мир глазами пользователей. Главное — не бойтесь звонить своим пользователям. В каждом из нас живёт желание помочь, наши и ваши пользователи — не исключение.
Продолжение
Как легко хранить данные по исследованиям в компании. Часть 2
Присоединяйся к чату комьюнити
Будь в курсе всех новостей, обращайся за помощью к коллегам и находи единомышленников!