Макс Козин

Product Owner Feed and Social graph, VK

6 сентября 2023

Фокус на ключевом направлении и как доставлять нужное вовремя. Макс Козин, VK

Это история не про сложные процессы или таблички…

Это история про культуру, открытость к изменениям и здоровый коммунизм, когда все понимают что и зачем они делают и ради какого результата все стараются. И еще это история про то, что мы берем именно столько, сколько можем унести и доносим это вовремя до нашего пользователя.

С чего все началось

Все началось 23 октября, когда Сбер купил 10-летний сервис, в котором было несколько продактов из стареньких и несколько продуктовых направлений: подкасты, рекомендации, поиск, коллекция и еще штук 5. Был у нас процесс планирования, который убивал все живое, когда Q1 планируется уже в Q2, когда сроки срываются, когда Сбер чего-то хочет, а маркетинг и другие команды об этом узнают в самый последний момент, когда уже бюджеты все распланированы и денег ни на что уже нет.

image

Процесс планирования в таком виде был очень долгим и изнурительным, как только заканчивалось одно планирование, сразу же начиналось следующее. При этом совсем не было прозрачности, каждый жил в своих приоритетах и тянул одеяло на себя. Команды испытывали постоянное эмоциональное давление: всем нужно быстро, а приоритеты непонятны. А маркетинг и дизайн и вовсе были в стороне и ничего не успевали. Все были демотивированы.

Образ результата и важные принципы

Я собрал команду и мы вместе сформулировали как мы хотим жить по-новому, и вот какой образ результата у нас получился:

image

После этого мы собрались с С-level, фаундерами и вместе сформулировали основные принципы работы:

  • Time to market (T2M) важнее, чем все остальное; 
  • Чтобы дать больше фокуса, нужно выбрать одну метрику для одного квартала;
  • Говорить на одном языке;
  • Лучше сделать мало, но вовремя и нужное;
  • Если выбрали одну метрику, качаем только ее и большую часть ресурсов закидываем туда;
  • Важно рассказать как другие команды могут влиять на ключевую метрику и T2M.

А далее начался процесс изменений, который  разделился на 2 этапа, о которых расскажу подробнее:

Этап 1. Фокус на метрики. T2M. Команда дизайнеров и маркетинга переходит к нам

У меня было 12 продактов и 12 направлений. И мы решили выбрать одно направление и сделать так, чтобы все занимались именно им. 

Когда у вас есть одна метрика, все работают в одном направлении, очень просто происходит приоритизация: ты все идеи оцениваешь с точки зрения того, как они влияют на твою ключевую метрику. 

С точки зрения планирования ресурсов пришли к формуле 70-20-10. То есть 70% ресурсов отдаем на основное, 20% на свои внутренние вопросы, например редизайн, обновления, миграции и т.п., а 10% ресурсов на техдолг и саппорт. 

image

Маркетинг и дизайнеры стали участвовать в планировании с самого начала, и уже с их участием мы  договаривались о том, какие же все-таки фичи будут входить в квартальный релиз. Маркетинг очень сильно помогал и советовал, что можно и что нельзя, на что есть деньги и на что их нет, что будет работать и на чем можно поднять ценность для пользователя, а что работать не будет.

Этап 2. Лайт док. Примерные оценки. Разработчики уменьшают T2M

Этот этап, как мне кажется, больше всего помог. 

Во-первых, у нас появился лайт_док. Никто не любит писать и читать длинную техническую документацию, и поэтому мы сделали небольшую брошюру для того, чтобы разговаривать на одном языке. 

Лайт док - это верхнеуровневое описание идеи или задачи с указанием цели, сути и механики ее работы. Описание должно быть таким, чтобы все участники команды поняли и смогли оценить трудоемкость и важность идеи или задачи.

Формат лайт дока:

  • Предисловие 
  • Суть
  • Цели и ценность
  • Референсы
  • Реализация и механика
  • Ограничения
  • Аналитика

Помимо того, что все будут разговаривать на одном языке, лайт док помогает не утонуть в обсуждении сырых идей и быстрее сфокусировать на доставке самых нужных и важных задач.

Во-вторых,  мы решили отказаться от ненужного и это самое прекрасное. Это как выкидывать из воздушного шара мешки с песком, чтобы подняться выше. 

В-третьих, мы ввели обязательные оценки. Наличие оценок лучше чем их отсутствие, потому что только при наличии оценок можно делать какие-то выводы.

В-четвертых, на этом этапе у нас появился “Батя фичи” - это специалист, который отвечает за фичу и ее delivery со стороны разработки и R&D. Он начинает заходить в другие команды и протаскивать фичу, сокращая тем самым T2M  и делая сам процесс прозрачнее за счет горизонтальных связей. “Батя фичи” снимает с продакта роль ходячей Wiki  и снижает bus factor.

image

Что получилось в итоге

  • Появилось общее фокус-направление и метрика для большинства продуктов;
  • Появилось знание от чего можно быстро отказаться;
  • “Батя фичи” делает процесс прозрачнее и уменьшает Т2М;
  • Маркетинг и дизайн участвуют во всех процессах с самого начала;
  • Лайт_док помогает делать меньше ошибок;
  • Наличие оценок лучше чем их отсутствие.

Как сделать внедрение легче и проще

  • Запасись терпением;
  • Всегда помни, что ты - амбассадор своей идеи, тащишь ее и веришь в нее;
  • Ты понимаешь, что будут ошибки и без этого не получится;
  • Важно предупредить заранее команду о том, что процесс планирования будет меняться и когда и что поменяется;
  • Важно слушать команду, без коммуникаций ничего не получится;
  • И самое главное: лучше мало, но нужное и вовремя, чем много, быстро и то, что не нужно.

Что бы я, в качестве заключения, посоветовал всем. и эти советы не только про работу:

  • Не распыляйся, будь в фокусе;
  • Не бойся меняться. Это очень важно, потому что весь мир меняется а мы постоянно опаздываем;
  • Не старайся успеть все и сразу, потому что тогда точно получишь ничего и по чуть-чуть;
  • Не забывай про цифры и метрики;
  • Помни, когда ты о чем-то думаешь, это уже кто-то делает.

Текст подготовлен волонтером ProductCamp: 

https://t.me/ElenaKornilova0110 

Присоединяйся к чату комьюнити

Будь в курсе всех новостей, обращайся за помощью к коллегам и находи единомышленников!

Заходи в чат