ProductCamp

19 марта 2024

Смотреть
#Карьера 25
#Soft Skills 9
#Стартапы 1

Elevator Pitch — как составить речь для CEO за 15 минут

Как построить питч и донести важную информацию, презентовать проект или продукт, рассказать о себе ёмко и интересно, не утонув в деталях, какие факторы учитывать, поделилась Анастасия Карпова, менеджер продукта Вебиум.

Статья подготовлена: https://t.me/kkatrin

Редактор:  https://t.me/glazkova_online

Elevator Pitch или презентация для лифта — это короткий рассказ о концепции продукта или проекта,  особенностью которого является ограниченный тайминг и небольшоеколичество слов.

Термину Elevator Pitch около 100 лет. Он был распространён, когда в офисных зданиях начали ставить лифты, а в России получил известностьв последние 30 лет. Цельсостоит в том, чтобы поймать в лифте или коридоре инвестора и продать идею своего продукта.

В наши дни необходимость кратко и ёмко рассказать о себе или своём проекте не утратила актуальности и является неотъемлемой частью любого нетворкинга, собеседования и многих других ситуаций.

Виды питчей

image

Классическая версия питча содержит 50-70 слов за 40 секунд, современный питч включает 100-150 слов за 60 секунд. 

Бизнес-версия также относится к Elevator Pitch, но не имеет ограничений по словам и в среднем занимает 3 минуты. Этот тип питча встречается на акселерационных программах, стартапах, различных конкурсах. Питч может включать анализ конкурентов, финансово-экономическое обоснование, продуктовую стратегию, вплоть до роадмапа.

Почему есть ограничения на количество слов?

Часто, чтобы успеть рассказать большой объём информации, мы начинаем говорить быстро или тараторить. Человеческий мозг не сможет усвоить большой поток информации за короткое время, поэтому важно адаптировать структуру питча, чтобы акцентировать внимание на главном.

Также важно отметить, что питч — это не просто идея. Вы действительно должны знать факты о продукте, аналитическую базу, должны быть готовы ответить на вопросы, если они появятся.

Правила составления питча

  • Краткость.
  • Доступность.
  • Польза.
  • Оригинальность.
  • Целенаправленность.

При составлении питча стоит сконцентрироваться на краткости. Важна также и целенаправленность — ваша презентация не должна быть перечислением фактов о продукте. В питче должна прослеживаться связь между компонентами. Старайтесь сделать это, используя вербальные, экспрессивные, эмоциональные способы.

Чем заканчивается хороший Elevator Pitch?

Хороший Elevator Pitch должен заканчиваться Call to Action — просьбой / предложением / вопросом, которые должны быть сформулированы достаточно ёмко. Это относится не только к питчу про презентацию продукта, но и для ситуации, когда мы рассказываем про себя.

Когда и как использовать питч

Первый вариант, или с чем приходить к СЕО

К этой категории относятся все ситуации, связанные с работой:

  • готовое бизнес-решение;
  • готовое предложение по улучшению существующего продукта;
  • исследованная проблема и предложение по решению.

Второй вариант

К этой категории относятся все ситуации, когда вам нужно быстро и коротко рассказать о себе:

  • собеседование;
  • нетворкинг;
  • предложение по личному и карьерному развитию.

Очень важно в коротком питче на первое место выводить то, чем вы отличаетесь от других менеджеров по продукту, свои УТП — в чём конкретно вы лучший специалист.

Приезжай участвовать в крутейших воркшопах лично и общаться с экспертами на ProductCamp'24! Регистрация уже открыта

Частые ошибки

Ошибка 1. Говорить слишком быстро

Мыслительная операция «взять большой текст, выделить ключевые тезисы, перевести в короткий текст» очень трудозатратная, поэтому наш мозг идёт по короткому пути, и в Elevator Pitch мы стараемся просто говорить быстрее. Важно помнить, что объём внимания ограничен, и ни один инвестор не сможет принять всю продуктовую стратегию за 60 секунд. Поэтому следует возвращаться к конкретной цели и решению, на котором вы хотите сконцентрировать внимание собеседника, и адаптировать питч под нужное количество слов и времени. 

Ошибка 2. Говорить бессвязно

У нас есть факты, громкие цифры, кейсы и всё это мы включаем в питч. Здесь важно помнить, что всё должно быть в едином сценарном плане. Как в кино или книге, сценарий должен быть реализован и в речи: завязка ➤ кульминация ➤ вывод — просьба / Call to Action.

Ошибка 3. Говорить монотонно

Не стоит заучивать текст питча. Если в долгой презентации часто важны цифры и графики, то в Elevator Pitch самое главное — эмоции и экспрессивность, ваше отношение к продукту. А стресс добавляет нашей речи краски и эмоциональность. 

Фрейм, по которому можно построить питч о продукте

  • Приветствие (имя, должность, название проекта)
  • Ниша: рынок, ЦА, потребность
  • Решение: краткое описание продукта, модель монетизации
  • Польза: ключевые преимущества, УТП
  • Этап развития проекта (можно закончить эту часть фразой «для следующего этапа продукта нам нужны ресурсы…» и переходить уже в призыв к действию)
  • Призыв к действию (ресурсы, которые требуются)

Пример нетворкинг питча

image

«Добрый день, моё имя Анастасия. По специальности я психолог-управленец, по призванию product manager, и сейчас нахожусь в поисках работы, где будут полезны мои аналитические и исследовательские навыки. Последние 4 года я работала в школьном айти образовании, отлично разбираюсь в проектировании образовательного опыта и геймификации.

В ближайшее время планирую развиваться в сфере взрослого образования и активно ищу интересный проект. 

Я узнала, что ваша компания разрабатывает интерактивные образовательные проекты. Мне бы хотелось поработать на вас, реализовать на практике все мои знания. У вас есть открытые вакансии?»

[Количество слов - 84]

Этот вариант можно расширять в зависимости:

  • От скорости речи спикера;
  • От того, кому собираемся питчить —нужно хорошо знать портрет инвестора / фаундера / стейкхолдера (возраст, пол), чтобы понимать, для кого вы рассказываете.
Присоединяйся к чату комьюнити

Будь в курсе всех новостей, обращайся за помощью к коллегам и находи единомышленников!

Заходи в чат