ProductLand

21 марта 2023

#Карьера 24
#Product Manаger 8

Чем зарубежные продакт-менеджеры отличаются от российских

image

В карьере каждого продакт-менеджера наступает момент, когда он понимает, что ему становится тесно в тех задачах, которые пару лет назад казались интересными вызовами. В таких случаях продакты нередко задумываются о возможности поработать над международными проектами и начинают искать вакансии в зарубежных компаниях. 

С одной стороны, испытать себя на европейском или американском рынках — невероятный опыт, на который решатся не все, с другой — к вопросу о релокации стоит подходить очень осознанно и ответственно. Необходимо отдавать себе отчет не только в том, что это другая компания, другая страна, другой язык, но и другие люди, которые, возможно, привыкли видеть на позиции продакт-менеджера человека с совсем другими скиллами и опытом. 

Какие требования к продакт-менеджерам за рубежом? 

В первую очередь, международные компании, обратят особое внимание на количество лет опыта. Зачастую, кандидаты, у которых менее трех лет опыта могут даже не рассматриваться, а порой работодатель требует все 5+ лет. 

Также компании смотрят на релевантный опыт, работу в сферах payments, fintech и/или cash flow management. Это связано с тем, что работодатель старается нанять специалиста с опытом в индустрии, который не будет тратить время на погружение и набор экспертизы, а сразу начнет работать на результат.  

Участие в крутых проектах и правильно составленное CV важно для обоих рынков: российского и зарубежного. Наличие сертификатов также станет преимуществом в обоих случаях. Как правило, за границей для рекрутеров отсутствие сертификатов не является стоп-фактором, однако любое повышение квалификации может сыграть решающую роль при выборе между кандидатами. 

В чем отличия? 

Различия между продактом из России и заграницы начинается с отношения работодателя к образованию. Если в РФ на диплом смотрят одним глазом, то за рубежом образование имеет большое значение. Нередко иностранные компании требуют от соискателя (степень бакалавра или магистра в бизнес администрировании, информационных системах, инжиниринге или смежных областей) «Bachelor’s or Master’s degree in business administration, information systems, computer science, engineering, or a related area of study from a leading university». 

Отличается и система грейдов: чтобы дослужиться до сеньора, продакту за границей надо работать 8-10 лет. На международном рынке не принято доверять джуниору руководить большой командой, в то время как в России такая практика вполне реальна.  

Еще одним важным отличием является четкая градация уровней и позиций. В Европе или США продакт отвечает за определенную часть работы, а обязанности и ответственность распределена между несколькими специалистами в зависимости от грейда. Junior продакт-менеджер, скорее всего, не будет отвечать за глобальную стратегию. 

Несмотря на то, что обязанности продакт-менеджера на российском рынке мало чем отличаются от задач, продакта за границей, говоря о продакт-менеджере из России, часто подразумевают специалиста, который обособленно от команды работает над конкретной задачей, генерирует идеи, продумывает детали, а затем отдает план команде на реализацию. В российских компаниях продакта часто называют мини-СЕО, или продакт-заказчик. 

Продакты на зарубежном рынке — неотъемлемая часть команды. Все брейнштормы, обсуждения, разработка идей и их реализация осуществляется в комьюнити. Европейские компании часто используют термин product-collaborator. На этапе отбора кандидатов, рекрутеры уже ищут “collaborative, non-ego driven and inquisitive” специалистов. 

Например, занимаясь рисерчем, описанием опций или анализом метрики российский продакт-менеджер, в большинстве случаев, выполнит задачи самостоятельно и передаст все необходимые описания команде разработчиков. Такой подход к работе не будет принят на европейских и американских площадках. Там продакт-менеджер, сделав необходимый анализ данных, подключит дизайнеров к брейншторму, обсудит с командой рисерч, чтобы вместе выдвинуть гипотезу и придумать нужные фичи.

Как перестать быть продактом-заказчиком и стать продактом-коллаборатором?  

Для того, чтобы западные рекрутеры рассматривали продакта из России в качестве потенциального кандидата, ему, в первую очередь, надо четко понимать, что он такой же член команды, как и остальные. Хорошей практикой станет изменение концепции работы уже в России. Необходимо поменять свое мышление, подключать команду уже на раннем этапе разработки, открыть доступ к метрикам и делиться результатами. 

Попробуйте перенять опыт у иностранных коллег. Даже если не получается испытать на практике методы, по которым работают зарубежные продакты, полезно будет следить за площадками Mind the product, Slush и Websummit, участвовать в конференциях, слушать подкасты, фолловить топовых продактов (Lenny Rachitsky и Lean Tharin) и изучать их принципы работы. 

Не стоит забывать о курсах и сертификатах, которые котируются во всем мире. Например, если опыт работы не менее трех лет, то можно пройти курс Certificate Product Manager (CPM) от AIPMM (the Association of International Product Marketing Managers), кроме того на сайте ассоциации есть 9-модульный онлайн марафон, пройдя который продакт получает сетрификат Certified Innovation Leader (CIL).    

imageТаблица скиллов зарубежного продакта
imageТаблица с упражнениями для развития скиллов

Немаловажно будет прокачать свои коммуникативные способности, ведь именно на этом строится вся работа продакта за границей. Отсюда вытекает необходимость свободно общаться на профессиональные темы на английском языке. Обсудить задачу, поделиться идеей или просто спросить, как продвигается работа, не должно вызывать заминки и долгого подбора нужных слов и фраз. 

Вывод

Чтобы вырасти из локального продакт-менеджера в международного специалиста может потребоваться достаточно много времени и сил. Различие культуры и языка, разные подходы к выполнению обязанностей и другой уровень позиционирования себя в компании потребует серьезных усилий и регулярной работы над собой. Однако, при правильном подходе и с использованием полезных ресурсов, можно стать конкурентоспособным кандидатом на западном рынке. Главное помнить, что все начинается с цели.

Подписывайтесь на наш канал в телеграм - AgileFluent: карьера на международном рынке

Присоединяйся к чату комьюнити

Будь в курсе всех новостей, обращайся за помощью к коллегам и находи единомышленников!

Заходи в чат